"Я с теплотой вспоминаю Казахстан". Владимиру Зельдину 100 лет
Zakon.kz
Владимир Зельдин - старейший из ныне живущих народных артистов СССР и старейший в мире «действующий» актёр.
Я вспоминаю мой приезд в Алма-Ату. Это было уже в канун нового года 1942 года. И когда мы приехали, мы приехали очень поздно, город спал, но шел такой снежок лёгонький, был лёгонький такой морозец, была тишина.
И самое главное нас поразило очень такое доброе сочувствие местных жителей города, понимаете...
Нас встретили, гостиница была такая Делегатская гостиница во время войны, куда устраивали самых-самых актеров ведущих и т.д. А я в то время только начинал свою карьеру театральную и кинематографическую деятельность, поэтому нас поместили в одну из школ. Там был огромный зал, и этот зал был разделен такими квадратами. Такими кабинками, разделёнными простынями, где стояла тумбочка, 2 кровати, вот пары могли проживать в таких вот условиях. Я должен сказать, что это нисколько нас не тяготило, потому что шла война, были такие экстремальные обстоятельства, мы на это как-то очень легко смотрели, легко эти трудности переживали.
И самое главное нас поразило очень такое доброе сочувствие местных жителей города, понимаете... Удивительно, не было каких-то конфликтов, каких-то недоразумений что ли, скандалов. Вот я этого совершенно не помню, у меня было только такое доброжелательное отношение к тем, кто был эвакуирован в Алма-Ату, в этот город.
Кадр из фильма «Свинарка и пастух», режиссер Иван Пырьев, Мосфильм, 1941г.
Мосфильм раньше эвакуировался, там шли съемки короткометражных фильмов, которые посылались на фронт, там были все звезды - Иван Пырьев, Эйзенштейн, который потом начал снимать "Иван Грозный", конечно, Марина Ладынина, были ленинградцы, режиссер Козинцев, ведущие актеры.
Вместе с этими актерами, которые были эвакуированы сюда, мы делали концертные программы, чтобы такими бригадами обслуживать госпитали, призывные пункты, потом выезжать на фронт и т.д.
Я помню, как все ходили и говорили о спектакле "Укрощение строптивой", который игрался казахским драмтеатром на казахском языке
Потом в дальнейшем я поступил в русский театр драмы, в котором работали актеры из киевского театра имени Леси Украинки, там были актеры великолепные - Высоцкий, Смирнова, и другие, я уже сейчас не помню все фамилии. И был очень интересный репертуар, и современные пьесы, и военная тематика, и «Собака на сене», «Коварство и любовь» и т.д. В этом же помещении работал казахский театр драмы. Очень хороший театр с хорошей труппой.
Я помню, как все ходили и говорили о спектакле "Укрощение строптивой", который игрался казахским драмтеатром на казахском языке, и помню говорили, и я смотрел этот спектакль, и помню актрису игравшую Катарину и Петруччо (Шакен Айманов).
Фотографии из книги-альбома «Шакен Айманов»
Он потом возглавил казахскую киностудию, когда кончилась война, приезжал в Москву на конференции, кинофестивали, очень интересный молодой человек. Всегда просто интересно было с ним общаться, он был очень такой доброжелательный всегда, очень талантливый, интересно мыслящий, очень образованный. Очень интересный он как-то до сих пор у меня в памяти остается такой яркой личностью.
На взятие Сталинграда, дали 250 г сырокопченой колбасы, и сыра, масло, карамель, печенье, это было таким большим каким-то праздником.
Еще из тех времен помню, первое блюдо такое было из хлеба - галушки и такой бульон ели. Ну в общем пища такая была примитивная. Но толи потому что были молоды, на это не очень обращали внимание.
Вот, например, когда Эйзенштейн снимал Ивана Грозного, то он вдруг после картины «Свинарка и пастух», меня вдруг приглашает на киностудию сниматься в маленькой роли какого-то посла иностранного в Иване Грозном. Я долго отказывался, потом согласился. У Эйзенштейна, у него там была такая палатка такая, икона висела Невского и сразу там он дал кому-то знак, мне принесли, для меня это было откровение, настоящую котлету с макаронами, и вот он со мной беседовал, а я вот ел эту котлету с макаронами, за обе щеки уплетал. И он меня уговорил значит сняться в этой маленькой роли. Видимо, ему нужен был какой-то такой типаж для этой роли.
Кадр из фильма «Иван Грозный», режиссёр Сергей Эйзенштейн, ЦОКС, 1944г.
Было сложно, но были какие-то пайки, я помню, пайки давались, когда были какие-то большие успехи на фронте, наши успехи, на взятие Сталинграда, дали 250 г сырокопченой колбасы, и сыра, масло, карамель, печенье, это было таким большим каким-то праздником и полбуханки хлеба черного. Когда мы приходили домой, и мы раскладывали все это на столе и не трогали, не кушали, а так нюхали - хлеб, колбасу, смотрели на этот натюрморт, а потом старались распределить продукты, которые нам давались, на как можно дольше, понимаете…
Когда они ходили в театр, на спектакль, и потом какой-то даже незначительный какой-то праздник, всегда собирались все вместе.
Были в городе Чимкенте, по-моему, ночь в поезде и утром уже приезжаешь в Чимкент. Такой маленький, симпатичный городок, где тоже мы гастролировали, играли, и я познакомился там со своим одним поклонником, мне было 27, ему лет 17, он хотел поступить в Москву во ВГИК. Стать актером, режиссером, вообще овладеть профессией кинематографиста. Ну я ему рассказывал, ему это было интересно, мои рассказы о театре, о кино, об этом волшебном мире.
И вот он решил меня познакомить со своими родителями, и он пригласил меня к себе домой. У них очень скромный такой домик, деревянный такой домик - комната, прихожая, еще комната, видимо спальня. Меня удивило что они сделали такой прием что ли. Знали, что с питанием не легко, они специально приготовили национальное такое блюдо - бешбармак, очень вкусное. Они при мне даже все это делали в этом котле это бешбармак, и он познакомил меня со своими очень милыми родителями. Потом он приезжал в Москву, приходил ко мне в Театр Красной Армии, и в дальнейшем он поступил во ВГИК, и потом мы с ним потеряли связь, но я думаю, что вот эта его такая целеустремленность получить профессию, желание познать этот волшебный кинематографический мир было так велико, что я думаю, что он добился успехов.
Ещё помню в Чимкенте была Академия архитектуры, все интересные, эрудированные люди, когда они ходили в театр, на спектакль, и потом какой-то даже незначительный какой-то праздник, всегда собирались все вместе, варилась картошка, капуста, какие-то соленья там добывались и самый такой деликатес - откуда-то доставались сосиски, это понимаете самый такой деликатес был. Вареная картошка вся горячая, сосиски, капуста, все это, ну, конечно, выпивается водочка и идут разговоры на все темы буквально.
Для справки: Свой 100-юбилей, который согласно новому стилю состоится 10 февраля, Народный артист СССР по традиции будет отмечать на сцене родного Театра Российской Армии, в котором служит почти всю жизнь. Несмотря на столь преклонный возраст, Владимир Михайлович до сих пор радует поклонников своим творчеством.
Подготовлено по материалам ИА Zakon.kz
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript