Лента новостей
0

"Я с теплотой вспоминаю Казахстан". Владимиру Зельдину 100 лет

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 28.01.2015 17:50 Zakon.kz
Владимир Зельдин - старейший из ныне живущих народных артистов СССР и старейший в мире «действующий» актёр.
Я вспоминаю мой приезд в Алма-Ату. Это было уже в канун нового года 1942 года. И когда мы приехали, мы приехали очень поздно, город спал, но шел такой снежок лёгонький, был лёгонький такой морозец, была тишина. 

И самое главное нас поразило очень такое доброе сочувствие местных жителей города, понимаете...

Нас встретили, гостиница была такая Делегатская гостиница во время войны, куда устраивали самых-самых актеров ведущих и т.д. А я в то время только начинал свою карьеру театральную и кинематографическую деятельность, поэтому нас поместили в одну из школ. Там был огромный зал, и этот зал был разделен такими квадратами. Такими кабинками, разделёнными простынями, где стояла тумбочка, 2 кровати, вот пары могли проживать в таких вот условиях. Я должен сказать, что это нисколько нас не тяготило, потому что шла война, были такие экстремальные обстоятельства, мы на это как-то очень легко смотрели, легко эти трудности переживали.

И самое главное нас поразило очень такое доброе сочувствие местных жителей города, понимаете... Удивительно, не было каких-то конфликтов, каких-то недоразумений что ли, скандалов. Вот я этого совершенно не помню, у меня было только такое доброжелательное отношение к тем, кто был эвакуирован в Алма-Ату, в этот город.



Кадр из фильма «Свинарка и пастух», режиссер Иван Пырьев,  Мосфильм, 1941г.

Мосфильм раньше эвакуировался, там шли съемки короткометражных фильмов, которые посылались на фронт, там были все звезды - Иван Пырьев, Эйзенштейн, который потом начал снимать "Иван Грозный", конечно, Марина Ладынина, были ленинградцы, режиссер Козинцев, ведущие актеры. 
Вместе с этими актерами, которые были эвакуированы сюда, мы делали концертные программы, чтобы такими бригадами обслуживать госпитали, призывные пункты, потом выезжать на фронт и т.д. 

Я помню, как все ходили и говорили о спектакле "Укрощение строптивой", который игрался казахским драмтеатром на казахском языке

Потом в дальнейшем я поступил в русский театр драмы, в котором работали актеры из киевского театра имени Леси Украинки, там были актеры великолепные - Высоцкий, Смирнова, и другие, я уже сейчас не помню все фамилии. И был очень интересный репертуар, и современные пьесы, и военная тематика, и «Собака на сене», «Коварство и любовь» и т.д.  В этом же помещении работал казахский театр драмы. Очень хороший театр с хорошей труппой.  

Я помню, как все ходили и говорили о спектакле "Укрощение строптивой", который игрался казахским драмтеатром на казахском языке, и помню говорили, и я смотрел этот спектакль, и помню актрису игравшую Катарину и Петруччо (Шакен Айманов). 







Фотографии из книги-альбома «Шакен Айманов»

Он потом возглавил казахскую киностудию, когда кончилась война, приезжал в Москву на конференции, кинофестивали, очень интересный молодой человек. Всегда просто интересно было с ним общаться, он был очень такой доброжелательный всегда, очень талантливый, интересно мыслящий, очень образованный. Очень интересный он как-то до сих пор у меня в памяти остается такой яркой личностью.

На взятие Сталинграда, дали 250 г сырокопченой колбасы, и сыра, масло, карамель, печенье, это было таким большим каким-то праздником.

Еще из тех времен помню, первое блюдо такое было из хлеба - галушки и такой бульон ели. Ну в общем пища такая была примитивная. Но толи потому что были молоды, на это не очень обращали внимание. 

Вот, например, когда Эйзенштейн снимал Ивана Грозного, то он вдруг после картины «Свинарка и пастух», меня вдруг приглашает на киностудию сниматься в маленькой роли какого-то посла иностранного в Иване Грозном. Я долго отказывался, потом согласился. У Эйзенштейна, у него там была такая палатка такая, икона висела Невского и сразу там он дал кому-то знак, мне принесли, для меня это было откровение, настоящую котлету с макаронами, и вот он со мной беседовал, а я вот ел эту котлету с макаронами, за обе щеки уплетал. И он меня уговорил значит сняться в этой маленькой роли. Видимо, ему нужен был какой-то такой типаж для этой роли. 



Кадр из фильма «Иван Грозный», режиссёр Сергей Эйзенштейн, ЦОКС, 1944г.

Было сложно, но были какие-то пайки, я помню, пайки давались, когда были какие-то большие успехи на фронте, наши успехи, на взятие Сталинграда, дали 250 г сырокопченой колбасы, и сыра, масло, карамель, печенье, это было таким большим каким-то праздником и полбуханки хлеба черного. Когда мы приходили домой, и мы раскладывали все это на столе и не трогали, не кушали, а так нюхали - хлеб, колбасу, смотрели на этот натюрморт, а потом старались распределить продукты, которые нам давались, на как можно дольше, понимаете…

Когда они ходили в театр, на спектакль, и потом какой-то даже незначительный какой-то праздник, всегда собирались все вместе.

Были в городе Чимкенте, по-моему, ночь в поезде и утром уже приезжаешь в Чимкент. Такой маленький, симпатичный городок, где тоже мы гастролировали, играли, и я познакомился там со своим одним поклонником, мне было 27, ему лет 17, он хотел поступить в Москву во ВГИК. Стать актером, режиссером, вообще овладеть профессией кинематографиста. Ну я ему рассказывал, ему это было интересно, мои рассказы о театре, о кино, об этом волшебном мире. 

И вот он решил меня познакомить со своими родителями, и он пригласил меня к себе домой. У них очень скромный такой домик, деревянный такой домик - комната, прихожая, еще комната, видимо спальня. Меня удивило что они сделали такой прием что ли. Знали, что с питанием не легко, они специально приготовили национальное такое блюдо - бешбармак, очень вкусное. Они при мне даже все это делали в этом котле это бешбармак, и он познакомил меня со своими очень милыми родителями. Потом он приезжал в Москву, приходил ко мне в Театр Красной Армии, и в дальнейшем он поступил во ВГИК, и потом мы с ним потеряли связь, но я думаю, что вот эта его такая целеустремленность получить профессию, желание познать этот волшебный кинематографический мир было так велико, что я думаю, что он добился успехов.

Ещё помню в Чимкенте была Академия архитектуры, все интересные, эрудированные люди, когда они ходили в театр, на спектакль, и потом какой-то даже незначительный какой-то праздник, всегда собирались все вместе, варилась картошка, капуста, какие-то соленья там добывались и самый такой деликатес - откуда-то доставались сосиски, это понимаете самый такой деликатес был.  Вареная картошка вся горячая, сосиски, капуста, все это, ну, конечно, выпивается водочка и идут разговоры на все темы буквально. 

Для справки: Свой 100-юбилей, который согласно новому стилю состоится 10 февраля, Народный артист СССР по традиции будет отмечать на сцене родного Театра Российской Армии, в котором служит почти всю жизнь. Несмотря на столь преклонный возраст, Владимир Михайлович до сих пор радует поклонников своим творчеством. 



Подготовлено по материалам ИА Zakon.kz



Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: